Имена по дате рождения церковный календарь. Выбираем имя ребенку

Выбор имени будущего малыша – очень актуальная проблема для большинства родителей. Ведь хочется, чтобы имя было и милозвучным, и обладало позитивной характеристикой и ещё могло защитить ребёнка от любых неприятностей.

Если вы ломаете голову в поисках подходящего имени для своего младенца – рекомендую вам узнать, как назвать ребёнка по церковному календарю из этого материала. Но сначала давайте разберёмся с тем, что же такое имя в принципе.

Имя выступает отличительным названием, обозначением личности, которое она получает, появляясь на свет Божий. Имя очень сильно влияет на характер, а также манеру поведения человека, а соответственно – и на всю его последующую жизнь.

Мы настолько привыкаем к звучанию своего имени, которое слышим ежедневно, что даже перестаём задумываться про его истинное значение. Тем не менее, оно очень важно.

Мудрецы древности были уверены в наличии особой связи между именем человека и его нравом. И даже больше – они считали, что имя самым прямым образом влияет на человеческую судьбу.

А многие современные эксперты психологии говорят о том, что имя оказывает воздействие не просто на характер, но на само поведение личности в социуме.

Откуда исходит традиция называть детей по церковному календарю?

Когда князь крестил Русь, у православных христиан начал проводиться ритуал крещения малышей, при котором им даровались имена православных святых, официально признанных церковью.

Согласно старинным традициям, малыш в Древней Руси должен был получить крещение на 8-й день после своего появления на свет. А на протяжение этой недели ребёнку подбиралось имя, исходя из данных церковного календаря.

В том же случае, когда день появления на свет оказывался «пустым» днём (то есть таким, когда не отмечались именины никого из святых) либо имя по церковному календарю было достаточно неблагозвучное, священнослужители предлагали имена тех святых, которые были актуальными в последующие три дня.

Также было завещано и Феофаном Затворником, плюс он добавил возможность давать младенцу имя того святого, именины которого отмечаются в период от физического появления на свет малыша и его крещения.

Формирование православного месяцеслова (или православного календаря имён, или как ещё по-другому говорится «Святцев») происходило в течение не одного столетия, и оно продолжается до сегодняшнего дня.

Обычай нарекать новорождённых именами святых пользуется популярностью на сегодняшний день в большей части отечественных государств. Даже во времена атеизма многие люди всё-таки не отреклись от духовности и продолжали придерживаться древних традиций.

И зачем же отказываться от того, чтобы ваше чадо носило имя-оберег? Так действовали ещё наши далёкие пращуры, дарующие своим чадам имена индейцев, которые придерживаются веры в то, что всё предначертано нам свыше и живут в полном согласии с Вселенной на лоне природы.

Ещё один положительный момент – логичность давать своим чадам имена святых, появившихся с ними в один и тот же день (или с разницей в пару дней). Плюс и при крещении не придётся менять форму мирского имени.

Перечислять преимущества этого способа можно очень долго. Однако, некоторые умудряются находить и недостатки в том, чтобы называть своё потомство по аналогии с церковным календарём. Противники этого метода говорят об однообразности православного именослова. В действительности такая версия не совсем верна. Просто часть из устаревших форм имён не очень приемлема для современной жизни, так как ребёнка, носящего такое имя, могут счесть странным.

Вообще сейчас можно говорить о возрождении обычая нарекать новорожденных по церковному календарю. Однако, не каждый родитель способен понять его смысл верно. Вера за последние годы и десятилетия всё больше подвергается модным влияниям и уже не представляет собой истинное чувство.

И тогда родители дают своему чаду то самое «неблагозвучное» имя из церковного календаря, чтобы он выделялся из окружающей массы. А соответственно, малышу достаётся имя, которое в древности старались не использовать для наречения ввиду определённых причин.

Как назвать ребенка по церковному календарю?

В процессе выбора имени необходимо принимать в учёт главные дни, когда почитаются святые, ответственные за рождение ребёнка.

Этот же календарь предоставляет родителям характеристику имени с индивидуальной датой именин.

В том же случае, когда день появления на свет вашего малыша отсутствует в Святцах, возможен подбор подходящего имени того святого, который чествуется в последующие дни либо на протяжении 8 дней после этой даты.

Святцы — что это такое?

Новорожденный, когда совершается крещение, получает имя того из православных святых, кто был канонизирован церковью. Таким образом и возникли Святцы. Святцы выступают календарём (то есть перечнем всех святых).

Кроме имён святых с мучениками в Святцах можно найти упоминания про дату почтения их памяти, плюс прилагается обобщенная характеристика каждого из имён.

Малышу достается имя, исходя из дня по православному календарю в который он появился на свет.

Как назвать девочку по церковному календарю?

Теперь предлагаю вам узнать, как дать подходящее имя для своей дочки, исходя из церковного календаря.

Если вас тревожит вопрос однообразности имён, то вы можете даже не переживать на этот счёт, ведь в церковном календаре постоянно появляются все новые и новые варианты имён.

Месяцеслов (другое название православного календаря) позволяет подобрать не просто имя для своего малыша, но также разобраться с самым благоприятным сочетанием звуков, которые смогут защитить ребенка в течение всей его жизни.

Дав своему чаду имя по церковному календарю впоследствии вам не будет нужды заниматься изменением мирской формы его имени.

Как правильно назвать ребёнка-мальчика по церковному календарю?

Если вы поставили себе цель назвать своего малыша по церковному календарю, тогда предварительно стоит обязательно изучить жизнь и биографию выбранного святого.

В целом в Российской Федерации Святцы предлагают церковное имя почти на все дни, исключением из общего правила выступают лишь даты больших церковных праздников. Имеются также святые, почитаемые жителями только какого-то конкретного региона.

Вообще все святые, почитаемые в нашем государстве, могут быть:

  • русскими;
  • вселенскими;
  • новопреставленными.

Большая часть родителей, которые дают своим детям старинные церковные имена, действуют, исходя из модных веяний – древние имена уже несколько лет как находятся на пике популярности. Поэтому наблюдается второе рождение очень многих из таких имён.

При этом примечательно, что дни, когда согласно церковному месяцеслову почитаются святые-мужчины, встречаются чаще, чем те, когда величают женщин. Вследствие этого выбор имени для мальчиков, как правило, не представляет собой проблему.

Зачастую варианты мужских имён отличаются устаревшей формой звучания, поэтому есть разница между ними и обычными светскими именами.

Имя для девочки по Святцам

Что же касается подбора имени для малышек, то здесь родители нередко сталкиваются с головоломками, ведь количество женских имён в церковном месяцеслове существенно меньше, чем количество мужских.

Исходя из этого, выбор церковного имени для дочки, зачастую предполагает необходимость совета со священником. Святой отец сможет порекомендовать, как правильнее всего действовать, выбирая имя для своего чада.

Плюс к этому в некоторых случаях девичьи церковные имени выступают настолько сильно устаревшими, что родителям приходится давать своей дочке одновременно два различных имени – одно по церковному календарю, а второе – обычное мирское.Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Выбирать имена по Святцам для девочек и мальчиков старается большинство родителей. Мало кто помнит, что имя новорожденному дается на восьмой день от рождения , так было принято у православных христиан.

При таинстве крещения ребенку дается совсем другое имя, чем в миру, тем самым защищая от темных сил, которые могут заполнить душу. Это имя сообщается крестным родителям.

К наречению нужно отнестись очень серьезно, ведь выбирается ангел-хранитель, оберегающий человека на протяжении всей его жизни. Святой, с момента крещения ребенка, выполняет функцию покровителя и может обращаться с просьбами к Всевышнему.

Издавна было принято имя новорожденному выбирать родителям вместе со священником по Святцам – перечню святых канонизированных, с датами их памяти. Месяцеслов (церковный календарь) составлялся по православным канонам.

День рождения ребенка имеет большое значение, ведь в этот момент Всевышний, наделив его определенными качествами, отправил на землю. Теперь у ребенка есть святой покровитель, оберегающий в течение жизни от греховных поступков, помогающий во всех жизненных ситуациях. Все эти действия будут происходить через имя, полученное при крещению. Светские имена для церкви никакого значения не имеют.

Выделяются основные моменты для выбора:

  • Имена по Святцам для девочек и для мальчиков выбираются родителями на 8-й день от рождения;
  • Можно подобрать имя из Месяцеслова, приходящееся на 40-й день появления ребенка. Церковь это позволяет делать, ведь раньше таинство крещения совершалось именно на сороковой день после рождения.

Нельзя называть именем Святого, если дата его памяти попадает на период раньше дня появления ребенка.

  • Православные каноны позволяют дать имя ребенку в честь Святого, особо почитаемого в семье;
  • Выбирая имя для девочки можно использовать женский вариант мужского имени;
  • Имя при рождении дается на всю жизнь (может меняться при пострижении в монахи или при смене веры);
  • Многим дают два имени: одно мирское, другое церковное. Иногда это происходит не запланировано, если в Святцах не нашлось такого мирского имени.

Что такое Святцы

Список имен Святых с датами их памяти называется Месяцесловом или Святцами.

Давать имя родившемуся ребенку, по этой церковной книге, было принято с древних времен.

Одновременно, считалось, что нарекать именем великомученика, значит обрекать человека на трудности и страдания.

Если на дату рождения приходится несколько святых, то выбирают имя того, кто больше нравится.

Выбор имени по Святцам существовал до 1917 года. Постепенно этот ритуал был забыт.

Но в последние годы все чаще новорожденных стараются называть, придерживаясь Месяцеслова. Каждый день, на литургии, священник оглашает имена святых, чья память отмечается.

Именины и день ангела

Некрещеный человек не имеет Ангела хранителя и святого-покровителя. По церковным канонам считается, что христиане должны отмечать не телесное рождение, а духовное, т.е. именины или день Ангела .

Именины — день памяти Святого, имя которого было дано при крещении. Днем Ангела он называется потому, что возносясь на небо, Святой живет как ангел. В этот день нужно заказать молебен своему покровителю.

Чин наречения имени

Выбирая имена по Святцам для девочек и мальчиков, родители должны сразу позаботиться о чинонаречении.

Для того чтобы при процедуре крещения присутствующим были понятны все действия и слова священника, необходимо познакомиться со специальной литературой.

В Требнике (книга, содержащая священнодействия Православной церкви, совершаемые в особых случаях. Они не включены в состав ежедневного, седмичного или годового богослужения) записано чинопоследование наречения имени.

Все действия и слова, произносимые при крещении, описаны в церковной книге.

В конце священник произносит отпуст (завершающая молитва на выход их церкви), в котором упоминается имя святого, коим нарекают младенца.

Отчество и его значение

На территории бывшего СССР принято было именовать человека по имени и отчеству. Немного углубившись в историю, узнаем, что изначально в 18 веке, законодательством было введено ограничение на использование отчества для низших сословий.

Позже в крестьянской среде и у слуг отчество несло функцию возрастной принадлежности, когда называли только по отчеству (Митрофановна, Степановна и т.д.). Только в 19 веке за отчеством закрепляется основная функция – персонификация человека.

В результате исследований учеными было установлено, что отчество через поколения проносит в себе генный код и оказывает влияние на личность . Как показали исследования, обладатели отчеств более жесткой артикуляции, в своей жизни больше встречаются с трудностями, чем их тезки с более мягким отчеством.

Список православных имен для девочек по святцам (значение, происхождение)

Январь

Этот месяц является самым холодным зимним. Рожденные в январе отличаются терпеливостью и выдержанностью.

Январские девочки имеют твердый «мужской» характер, иногда это становится препятствием в личной жизни. Это по натуре лидеры, отличающиеся скрытностью. Девочки, рожденные в январе, хорошие кулинарки и рукодельницы, а вот уборкой они заниматься не любят.

При выборе имени девочки по Святцам, лучше остановиться на более мягком, нейтрализовав твердость характера.

В январе большое количество женских имен по Месяцеслову, за каждым из них стоит судьба Святой. Выбирая имя, необходимо постараться узнать о жизни и делах той, которая будет покровительницей ребенка всю жизнь.

На некоторые дни приходится несколько имен, например: 8 января: Анфиса, Августа, Мария, Агриппина. Есть дни, в которые только одно имя: 14 января – Эмилия, 25 – Татьяна. Родители выбирают наиболее понравившееся.

Февраль

Ежедневно православная церковь вспоминает какого-то Святого. Святцы содержат имена в основном греческие, есть также латинские, русские и древнееврейские. Все они имеют за собой сильную энергетику.

При выборе имени необходимо узнать историю жизни святого, дела которыми он прославился.

Некоторые женские имена являются производными от мужских, это также накладывает свой отпечаток на характер. Например, 1 февраля – Феодосия — это производная мужского имени Феодосий, что означает «Данная богом». Девушка с таким именем мудра, принципиальна, рассудительна. Внешнее впечатление «не от мира сего».

Самым популярным именем февраля является имя Анна. В феврале оно встречается 5 раз.

Март

Дети, родившиеся в начале весны, ранимы, впечатлительны, нежны и нерешительны. Их легко обидеть и эта обида долгое время сохраняется в сердце ребенка. В то же время это талантливые, располагающие к себе люди, чаще всего через искусство.

К выбору имени для девочки по Святцам, родившейся в марте, нужно подойти очень внимательно. Рекомендуется выбрать имя яркое, сильное, которое позволит придать уверенности, раскрыть достоинства ребенка.

Обратитесь к Святцам и увидите, что в марте очень много красивых женских имен. Например, 8 марта рекомендуется имя Фея, 17 – Ульяна, Юлиана, 26 – Кристина. 20 марта можно сделать выбор из 9 имен.

Апрель

Каждый родитель желает выбрать своему ребенку необыкновенное, красивое имя. Рекомендуется выбирать имя ребенку по Святцам той церкви, где будет совершено таинство крещения.

Следует поинтересоваться, что означает имя. Например, редкое в наше время Евдокия означает «Добрая слава», «Благоволение». Святая княгиня Московская, после принятия крещения, посвятила себя Богу, получив в дальнейшем, дар чудотворения.

Евдокия – добрая, отзывчивая, мягкая и не конфликтная. Рожденная весной, отличается приветливостью и имеет много друзей. Евдокией называют девочку, родившуюся 20 апреля.

Прекрасное имя для девочки, рожденной в мае, — Тамара

Май

Выбирая имя девочке в мае, обращаемся к Святцам. Большинство имен древнееврейские и греческие, многие связаны с днем памяти Святых. Среди популярных женских имен: Тамара, Александра, Юлия. Есть и такие редкие, как Глафира, Матрона.

В последние годы детей называют все чаще старинными именами, среди них есть много красивых необычных имен. Например, Тамара (1 мая) происходит от древнееврейского слова «тамар», что означает финиковая пальма. Девочка с таким именем любит обращать на себя внимание, прирожденная артистка, она имеет очень многие интересы.

Июнь

Считается, что июньские девочки обладают легкомысленным характером. Они могут одновременно заниматься несколькими делами, переключаться с одного на другое. В тоже время это творческие натуры, рукодельницы.

Девочек с именем Мария оберегает сама Пресвятая Богородица

Выбирая имя, не стоит обращать внимание на слишком мягкие имена , чтобы лишний раз не подчеркивать ветреность характера. Следует обратить внимание на значение имени. Например, 20 числа выбор представлен шестью именами.

Имя Мария имеет несколько значений, в переводе с древнееврейского это — горемычная, желанная, госпожа.

Июль

Девочки, рожденные в середине лета, отличаются скромностью и застенчивостью. Их часто преследуют детские страхи, они застенчивы. Поэтому выбор по Святцам имени для июльской девочки должен это учитывать.

Желательно, чтобы имя было «пожестче» , — это позволит скрасить природную нерешительность. Например, Инна (3 июля) означает «бурный поток».

Август

Девочки, рожденные в этом месяце, яркие, сильные личности. Они имеют много поклонников уже с детства, очень требовательны к себе.

Желательно выбирать такое имя, которое невозможно превратить в кличку или которое может быть производным дразнящим прозвищем. Ведь это может задеть их самолюбие, что неприемлемо и может быть причиной различных комплексов. Например, Ульяна (30 августа) означает «принадлежащая роду Юлиев».

Сентябрь

В первый месяц осени рождаются девочки, любящие во всем порядок, аккуратность и чистоту. Они стараются уходить от любых конфликтов. Иногда педантичность превращается в занудство.

Исходя из этих качеств, выбирать имя нужно такое, чтобы оно гармонировало с отчеством . Если отчество длинное, то имя должно быть коротким.

30 сентября — день именин Веры, Надежды, Любови и Софии

И не следует забывать о значении имени. Например, 30 сентября можно выбрать сразу их трех чисто русских имен: Вера, Надежда, Любовь. Значение этих имен не требует никаких объяснений.

Октябрь

Выбирать имена по Святцам для девочки, родившейся в октябре, следует исходя из основных черт характера, присущих этому месяцу. Они тактичны, внимательны, свободно ведут себя в любой компании. При этом на грубость могут ответить тем же.

Лучшим вариантом будет выбор сильного имени. Раиса (6 октября) означает «дочь героя», «предводительница». Софья (1 октября) – мудрая, умная. Большой выбор имен приходится на 1 и 21 октября.

Ноябрь

Суровый ноябрь накладывает отпечаток на характер детей, родившихся в этом месяце. Они могут быть эгоистичными, корыстными. Девочек ноябрьских сложно обмануть, так как они сразу чувствуют фальшь. Из-за врожденной подозрительности такие девочки сложно сходятся с людьми.


Имена по святцам для девочек, рожденных в ноябре, выбирайте нежные и мягкие

Выбор имени должен быть сделан с учетом этих качеств. Выбирать лучше нежное, мягкое имя. 4 ноября по Святцам выпадает имя Анфиса, в переводе с греческого означает «цветок». 13 – Анжела, что значит «ангел».

Декабрь

Последний месяц года, девочки, родившиеся в этот период, обладают вспыльчивым характером, но они быстро отходят. Не умеют мстить или таить на обидчика злобу. Девочки прямолинейны и честны, что иногда вредит отношениям с другими людьми. Такие дети не могут лгать.

Имена девочкам в декабре желательно выбирать такие, чтобы от них как можно меньше было производным уменьшительно-ласкательных. В Святках 24 декабря есть очень красивое и редкое имя Стефания, в переводе с греческого, это — «корона, венок, диадема».

Имена по Святцам для девочек выбирать следует исходя, в том числе, из предпочтений родителей. Определяющим является дата рождения и день памяти Святого, которая находится после рождения ребенка.

Подходить к выбору имени следует очень серьезно, ведь этот Святой будет покровителем и защитником ребенка на протяжении всей его жизни. Следует прочесть о делах и жизни выбранного Святого.

Нежелательно выбирать имя Святого великомученика, жизнь которого была связана с лишениями и трудностями. Не стоит забывать отмечать не только день рождения, но и день Ангела.

Как правильно выбирать имена по святцам для девочек:

Календарь имении по месяцам:

Детей старались назвать в честь великого, известного, талантливого, удачливого человека, тем самым перекладывая его судьбу на своего ребенка и одним именем уже суля крохе счастливую жизнь.

С приходом христианства эта задача заметно упростилась, а процесс нарекания упорядочился. Основой основ стал месяцеслов - святцы - календарь, в котором собраны все данные о православных праздниках, а также дни памяти святых. Этими днями, в которые почитали того или иного святого, и стали руководствоваться православные, называя своих детей.

по святцам?

После долгих репрессий вера возвращается в наши сердца, а религия - в дома. Даже молодые семьи стремятся «правильно» выбрать имя для ребенка и окрестить его.

Подобрать имя при помощи молитвослова довольно просто. Вы можете справиться с этим самостоятельно. Если вы еще не знаете, как назвать ребенка по святцам, то посмотрите, каких святых почитают в день рождения малыша. Выберите наиболее подходящее, понравившееся вам имя и готовьтесь к крещению. Если имен довольно много, и большинство из них благозвучны, устройте опрос среди родных и друзей, посоветуйтесь с потенциальными крестными. Может случиться и так, что вам не удалось выбрать имя ребенка по святцам, потому что в день рождения малышки почитают святых исключительно мужского пола (или наоборот), а возможно, имена вам просто не понравились, и как назвать ребенка по святцам в таком случае? Христианская традиция наречения дает вам два временных рубежа.

Первый - это восьмой день после появления чада на свет или период со второго по восьмой день, когда у вас есть возможность подобрать имя. Второй - это сороковой день после рождения, если малыш рождается крепким и здоровым, то могли отложить и на такой срок.

Если по истечении всех сроков вам так и не удалось определиться, то можно дать ребенку Одно - «для мира», второе - «для церкви», его выбор можно возложить на священнослужителя, который будет проводить крещение малыша. Так дать имя ребенку по святцам будет проще, это не отнимет у вас много времени и душевных сил.

Очень важно не перепутать святого и великомученика (их тоже высоко почитают в христианстве), не обреките свое чадо на тяжелую долю. А имя святого даст малышу надежную защиту в лице могущественного покровителя - ангела-хранителя.

Именины

Планируя праздновать именины в будущем, помните, что, сколько бы ни было памятных дней у выбранного святого в году, у вашего ребенка будут только одни именины - день, самый близкий ко дню его рождения.

Вера и разум

Называя ребенка по святцам, главным образом, следует руководствоваться верой. Изучить жизнеописание святого, имя которого вы выбрали, знать молитвы, обращения к нему, передать все эти знания своему чаду.

Помнить, кому или чему покровительствовал святой, и воспитывать ребенка сообразно с этим. Человек, которому указывает путь уже успешно прошедший его, идти будет гораздо легче и уверенней, достаточно только с него не сворачивать.

Пока вы разбираетесь, пытаетесь понять, решить, как назвать ребенка по святцам, ходите в церковь, говорите со священником, просите помощи и совета. Вам непременно все расскажут, подробно объяснят и помогут. Имя, правильно, с любовью и вниманием выбранное по святцам, охранит вашего ребенка от неверных шагов и поступков, от дурного глаза и наговора, поведет его по дороге жизни к счастью, успеху и благоденствию!

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

 
Статьи по теме:
Корица для похудения. Рецепты для похудения
Ингредиенты: Яйцо 1 шт. Молоко 1/3 стакана Мука 6 ст. л. с горкой Сахар 1 ст. л. Корица 1 ч. л. Яблоко 2 шт. Растительное масло 1 ст. л. Сыр сулугуни, арахисовая паста, шоколадная паста, корица для подачи Моем и разбиваем яйцо в миску. Добавляем молоко,
Тина Канделаки: карьера и личная жизнь
Тина Канделаки, биография которой подробно расписана в данной статье, является российской телеведущей, журналисткой и продюсером, а также Считается одним из владельцев компании «Апостол». В июле 2015 года стала главным продюсером и заместителем директора
Рейтинг самых полезных продуктов в мире
ЯйцаЯйца содержат большое количество необходимого белка, а также лютеин, который предупреждает развитие . В день можно съедать 1-2 куриных яйца. Это не вызовет повышения в уровня , т.к. организм сам синтезирует его из насыщенных жиров. Очень полезны и пер
Как натуральными красителями можно красиво и необычно покрасить яйца на пасху
Один из главных символов Пасхи – окрашенные яйца. Традиционно их красят в луковой шелухе, что придает яйцам символический красный цвет. Но так хочется, чтобы украшали не только красные, но и разноцветные, необычные, расписные крашенки. Самый простой спосо