День народного единства или день согласия и примирения. День народного единства или день согласия и примирения Такой праздник как день народного единства

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

Избрал новым царём Михаила Романова , первого русского царя из династии Романовых .

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе

Однако высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября .

Также отмечалось, что День народного единства - это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась .

Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем .

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября , которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года .

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года .

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения , 8 % собирались праздновать День народного единства, а 5 % - «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября .

Еще интереснее результаты опроса 2009 года . Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября - это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два Крестных хода и «Русский марш »; президент страны возложил цветы к московскому памятнику Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому), Самаре , Волгограде , Владимире , Костроме , Петрозаводске , Санкт-Петербурге и других городах.

2011 год

По всей стране проходят праздничные гуляния. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минина и Пожарского и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце. Параллельно националистическому «Русскому маршу» в Москве прошла демонстрация под тем же названием «Русский марш», на который уже три года подряд движение «Наши» собирает представителей различных национальностей.

2012 год

Центром праздничных мероприятий по традиции станет город Нижний Новгород. На организацию праздника областное Правительство выделило 15 миллионов 200 тысяч рублей . Кроме того, к 4 ноября в Нижнем Новгороде возведут песчаную скульптуру длиной около 30 метров, а высотой около 5. Есть информация, что скульптура будет тематическая, то есть с изображением воззвания Козьмы Минина . Полная программа праздничных мероприятий в Нижнем Новгороде стала известна за полторы недели до начала торжеств .

Примечания

См. также

Ссылки

  • Федеральный закон от 29 декабря № 201-ФЗ
  • Эхо Москвы. Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года? О Смутном времени, хронология событий, путаница с календарями.
  • Известия. Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает. Интервью с Андреем Николаевичем Сахаровым, директором РАН. Подробное обсуждение проблем, связанных с датой праздника и его историей.
  • BBC Russia. Герои, которым при жизни не воздали должного.
  • РИА Новости. День единения России. Справка
  • В. Е. Шматов. Князь Пожарский - человек высокой веры, чести и долга
  • Владислав Назаров. Что будут праздновать в россии 4 ноября 2005 года?
  • Смирнов И. В. Политика vs наука. Вышла биография Дня народного единства

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Растворимый кофе
  • Халкидонский собор

Смотреть что такое "День народного единства" в других словарях:

    День народного единства - 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным законом О внесении изменений в статью 1 Федерального закона О днях воинской славы (победных днях) России от 24 декабря 2004 года. Впервые в России этот новый… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - общенациональный праздник России, отмечаемый 4 ноября. Первый раз в новейшей истории России был отпразднован в 2005 г., чему предшествовал ряд важнейших событий. В сентябре 2004 г. Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - Государственный праздник. Нерабочий день. Отмечается 4 ноября. Праздник введен с 2005 г. в память 4 ноября 1612 г., когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай город, освободив… … Лингвострановедческий словарь

    День народного единства в России - 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным законом О внесении изменений в статью 1 Федерального закона О днях воинской славы (победных днях) России от 24 декабря 2004 года. (После внесения изменений от … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День народного единства в России: история праздника - 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом О внесении в статью 1 Федерального закона О днях воинской славы (победных днях) России, подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День народного единства: история праздника - День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В России впервые отмечается День народного единства - В этом году Россия впервые отмечает новый государственный праздник День народного единства. 16 декабря 2004 Госдума приняла сразу в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных днях России)". Закон, в … Энциклопедия ньюсмейкеров

    4 ноября - День народного единства в России - В декабре 2004 года президент Росии В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День Октябрьской революции 1917 года - 7 ноября в России отмечается памятная дата День Октябрьской революции 1917 года. 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День согласия и примирения - официальное название праздника, отмечавшегося ранее в России 7 ноября. В СССР дни 7 и 8 ноября праздновались как годовщина Октябрьской революции. Празднование 7 ноября как одного из важнейших государственных праздников сохранялось в России до… … Википедия, Валерий Шамбаров. В начале XVII Россия погибала. Смута, месиво гражданских войн, рухнула вся система государственной власти, города и области делили между собой интервенты. Спасли страну не только воинские…


4 ноября вся Россия будет отмечать праздник "День народного единства". Несмотря на то, что это относительно молодой праздник, его корни уходят в 17 век. Вместе с разбираемся, что это за день и почему его путают с 7 ноября.

Что произошло в этот день?

Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом отвоевали Китай-город, тем самым освободив Москву от польских интервентов.

Изгнание поляков из Москвы завершило долгий период Смутного времени в России. После изгнания поляков из Москвы в России был избран новый царь - представитель династии Романовых Михаил Федорович.

Смутой принято называть события со смерти царя Ивана Грозного (1584 год) до избрания первого государя из династии Романовых - Михаила Федоровича (1613 год). После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Однако потомков у него не было, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Фёдора. В народе стали поговаривать, что, возможно, он жив. Именно с этого момента в России и началось Смутное время, на престол начали претендовать самозванцы Лжедмитрии.

Когда День народного единства стал праздничным днем?

В 1613 царь Михаил Федорович учредил праздник - день очищения Москвы от польских интервентов. Он праздновался 4 ноября.

В 1649 году этот день был объявлен православно-государственным праздником Казанской иконы Божией Матери. По преданию, икона была прислана из Казани Дмитрию Пожарскому. С ней ополчение вошло в Москву. Многие верят, что изгнать поляков удалось именно благодаря иконе.

После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Инициативу поддержали в Госдуме, и этот день стал выходным вместо 7 ноября.

Почему праздник получил название День народного единства?

В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится следующее:

"4 ноября 1612 года войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарвского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

Как празднуют День народного единства?

День народного единства – один из самых молодых праздников в стране. Однако многие россияне до сих пор не знают, с каким важным историческим событием он связан, причем тут Казанская икона Божией Матери и почему этот день отмечают именно 4 ноября.

Что произошло в этот день?

День народного единства связан с событием 1612 года. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и новгородского князя Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу.

Это событие имеет большое значение для страны. Во-первых, с изгнанием поляков завершилось Смутное время, начавшееся в 1598 году после смерти последнего царя из династии Рюриковичей, который не оставил наследника. Это было время разбоев, грабежей, голода, на троне один за другим сменялись самозванцы, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного. Во-вторых, в стране избрали нового царя – Михаила Федоровича из династии Романовых.

Как появился праздник День народного единства?

Праздновать День народного единства 4 ноября предложил Межрелигиозный совет России. Их инициативу поддержал думский комитет по труду и социальной политике, а также и Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

В ноябре 2004 года в Госдуму внесли законопроект о поправках в Трудовой кодекс РФ. В документе в частности шла речь об отмене празднования 7 ноября (годовщины Великой Октябрьской социалистической революции) и внедрении новой праздничной даты – 4 ноября. В декабре 2004 года президент Владимир Путин подписал этот законопроект и поправки в федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России".

Впервые страна отметила новый государственный праздник в 2005 году.

Правда, что этот праздник уже существовал?

Дело в том, что в 1613 году царь Михаил Федорович учредил праздник – День очищения Москвы от польских интервентов, который отмечали 4 ноября.

В 1649 году этот день объявили церковно-государственным праздником Казанской иконы Божией Матери. Ее считают покровительницей народного ополчения. По преданию, именно с этой иконой войско вошло в Москву.

Однако после революции 1917 года отмечать освобождение столицы от польских интервентов перестали. До появления Дня народного единства.

Почему праздник так называется?

Точно неизвестно. Вероятно, это связано с описанием, которое содержится в пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника. Там говорится:

"4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

День народного единства

Ежегодно 4 ноября россияне празднуют День народного единства. Праздник этот относительно молодой. Он был учреждён в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России и Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ.

Экскурс в историю

История праздника восходит в годы Смутного времени на Руси XVI-XVII веков. Когда в поверженной Москве закончила своё существование династия Рюриковичей, и власть в стране пытались захватить польские интервенты с попустительства предателей-бояр, признавших российским царём польского королевича Владислава. В русских городах, сёлах и деревнях хозяйничали солдаты польско-литовского войска. Грабежи и насилия, совершаемые ими, довели мирных жителей Руси до отчаяния и подвигли на создание национально-освободительного движения – народного ополчения.

Первое ополчение 1611 года возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его поддержали князья Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, Массальские, Черкасские и ряд других знатных русских родов. Однако из-за распрей Прокопий Ляпунов был убит и цели не были достигнуты.

В 1612 году нижегородский земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский стали предводителями второго ополчения. Собрав войско, они двинулись на Москву. 22 августа 1612 года (по юлианскому календарю) у стен Новодевичьего монастыря началось сражение, ставшее решающим в истории освобождения Руси от польских оккупантов. В бой русские воины шли с образом Казанской Божией Матери. 22 октября войска ополченцев штурмом взяли Китай-город и вынудили польский гарнизон отступить за стены московского Кремля. И через несколько дней – 24 октября поляки сдались. Эта победа была одной из самых значимых в российской истории. Казанскую икону поставили в церкви Введения на Лубянке – приходском храме Пожарских. В Москве по инициативе князя установили местное празднование иконе 22 октября (4 ноября по григорианскому, действующему в настоящее время, календарю). В 1649 году указом царя Алексея Михайловича праздник объявлен государственным.

Новая Россия – новый праздник

С приходом советской власти в октябре-ноябре 1917 года про этот великий день «забыли». В новой стране появились новые праздничные даты. Для народов Советского Союза красным днём календаря стал 7 ноября (25 октября по юлианскому календарю) – дата свершения Октябрьской революции.

В Новой России рубежа XX-XXI века советский праздник стал неактуальным, и 27 декабря 2004 года был учреждён День народного единства, который и стал отмечаться 4 ноября – в честь освобождения Москвы от польских захватчиков. Символом и идеей праздника стало единение народа в борьбе за свободу и независимость.


Москва и Санкт-Петербург ежегодно отмечают эту дату масштабно. В северной столице пройдёт фестиваль осенних красок «Фестиваль света». Для москвичей фестиваль, носящий такое же название, как и сам праздник – «День народного единства», – возможность познакомиться с культурой и традициями народов России.
Традиционно центром праздничных мероприятий считается Нижний Новгород – родина Кузьмы Минина, город, славный не только историческими и культурными, но и торговыми и предпринимательскими традициями. В этом году акцент сделан на дружбу и согласие между народами. В Нижнем Новгороде этому посвящены: выставка «Ярмарка ремёсел», фестиваль национальной кухни «Пироги Нижегородские», фестиваль национальных культур «Дружба народов» и флешмоб «Хоровод дружбы».

Каждый город, посёлок, село, деревня по-своему отмечают этот большой и радостный праздник. Значение его переоценить трудно. То чувство, которое испытывает каждый россиянин в этот день, сродни поселившемуся в душе солнечному свету. Свету свободы, мужества и стойкости, свету добра.

«Дух единства и созидания сквозными линиями проходит через всю российскую историю. Эта мощь создавала и соединяла великую державу. Перед этой мощью отступали недруги, внутренние распри и междоусобицы, рушились попытки завоевать, поставить на колени нашу страну. Повороты истории не раз испытывали на прочность Россию, но всегда побеждало единство народа, основанное на любви к родной земле и на ответственности за её судьбу. Это единство было и, уверен, всегда будет надёжной опорой нашего государства». (Президент России В. В. Путин, из речи на приёме по случаю Дня народного единства, Москва, Кремль, 2012 год.)

Татьяна Гурышкина

 
Статьи по теме:
Корица для похудения. Рецепты для похудения
Ингредиенты: Яйцо 1 шт. Молоко 1/3 стакана Мука 6 ст. л. с горкой Сахар 1 ст. л. Корица 1 ч. л. Яблоко 2 шт. Растительное масло 1 ст. л. Сыр сулугуни, арахисовая паста, шоколадная паста, корица для подачи Моем и разбиваем яйцо в миску. Добавляем молоко,
Тина Канделаки: карьера и личная жизнь
Тина Канделаки, биография которой подробно расписана в данной статье, является российской телеведущей, журналисткой и продюсером, а также Считается одним из владельцев компании «Апостол». В июле 2015 года стала главным продюсером и заместителем директора
Рейтинг самых полезных продуктов в мире
ЯйцаЯйца содержат большое количество необходимого белка, а также лютеин, который предупреждает развитие . В день можно съедать 1-2 куриных яйца. Это не вызовет повышения в уровня , т.к. организм сам синтезирует его из насыщенных жиров. Очень полезны и пер
Как натуральными красителями можно красиво и необычно покрасить яйца на пасху
Один из главных символов Пасхи – окрашенные яйца. Традиционно их красят в луковой шелухе, что придает яйцам символический красный цвет. Но так хочется, чтобы украшали не только красные, но и разноцветные, необычные, расписные крашенки. Самый простой спосо